ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Функциональная грамотность –это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности
- Открытые задания PISA
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач // center-imc.ru
- Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // fg.resh.edu.ru
- Руководство пользователя с инструкцией для получения доступа к банку заданий
- Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) // fipi.ru
- Ссылка на открытый банк заданий по формированию функциональной грамотности (естественнонаучной направленности) обучающихся 7-9 классов https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Руководство по размещению диагностических работ по функциональной грамотности в автоматизированной информационной системе «Сетевой город. Образование» (docx, 648 КБ)
Нормативная документация
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
3. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
•График проведения входного тестирования по формированию функциональной грамотности обучающихся 6, 8-9 классов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Аналитические справки, рекомендации
• Справка о результатах проведения диагностических работ по формированию читательской грамотности учащихся 5-7 классов» (январь 2024 г.)
- Aналитическая справка о результатах проведения диагностических работ по формированию функциональной грамотности учащихся 8 — 9 классов (апрель 2022)
- Аналитическая справка о результатах проведения диагностических работ по формированию функциональной грамотности учащихся 8 -9 классов (октябрь 2022)
- Аналитическая справка о результатах проведения работ по формированию функциональной грамотности учащихся 8-9 классов (апрель 2023 )
и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2022 - 2023 учебный год"
на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся (1 полугодие)"
• График открытых уроков на 1 полугодие 2022 - 2023 учебного года
- Муниципальный методический актив по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
- Приказ от 10.10.2022 г. №142 - а "О проведении регионального тестирования по формированию функциональной грамотности
в общеобразовательных учреждениях Анучинского муниципального округа " - График проведения тестирования по формированию функциональной грамотности обучающихся в ОУ Анучинского МО (осень 2022)
- Приказ от 23.01.2023 г. № 19/1 - а "Об утверждении муниципального графика открытых уроков, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности (2 полугодие)"
- Приказ от 03.04.2023 г. № 64-а "О проведении регионального тестирования по формированию функциональной грамотности"
- График проведения диагностических работ по формированию функциональной грамотности обучающихся (апрель 2023 )